Упражнения - лекарство от COVID-19

Ретроспективное обсервационное исследование Kaiser Permanente показало, что у тех, кто постоянно соблюдал рекомендации по физической активности до постановки диагноза COVID-19, вероятность смерти была примерно в 2,5 раза ниже.


Отказ от ответственности: После написания статьи Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC) добавили гиподинамию в список основных медицинских состояний, при которых люди в возрасте 18 лет и старше подвергаются повышенному риску тяжелого заболевания от вируса, вызывающего COVID-19.


В последние полтора года пандемия COVID-19 доминирует практически во всех сферах нашей жизни. Первые исследования показали, что пожилые люди и пациенты, страдающие неинфекционными заболеваниями (НИЗ), подвержены наибольшему риску тяжелых исходов COVID-19, определяемых как госпитализация, госпитализация в отделение интенсивной терапии (ОИТ) и смерть.

Тем не менее, мы знаем, что регулярные физические упражнения могут значительно снизить заболеваемость и улучшить лечение НИЗ, а также укрепить иммунную функцию.

Как врач семейной медицины с большим стажем, я не понаслышке знаю о пользе физических упражнений для здоровья и благополучия моих пациентов. Фактически при каждом заболевании, с которым я сталкиваюсь в своей практике, я обнаружил, что физические упражнения являются самым мощным лекарством, которое я могу назначить. По этой причине я посчитал, что регулярные физические упражнения могут значительно снизить риск тяжелых исходов COVID-19.

Проверка теории: Физические упражнения снижают риск развития тяжелой формы КОВИДа

Я возглавлял группу коллег в исследовании, целью которого была проверка гипотезы о том, что постоянное соблюдение норм физической активности (ФА) (>150 минут в неделю умеренной или энергичной ФА) до постановки диагноза COVID-19 приведет к более благоприятным исходам среди взрослых. Исследование, результаты которого опубликованы в апрельском номере журнала British Journal of Sports Medicine, проводилось в Kaiser Permanente в Южной Калифорнии, интегрированной системе здравоохранения, обслуживающей около 4,7 миллиона жителей в 15 медицинских центрах.

Роберт Саллис Апрель CBI Ширина колонки Листинг изображения

Привычки к физическим упражнениям всех пациентов Kaiser оцениваются на каждом амбулаторном приеме с помощью показателя жизненно важных физических упражнений (EVS). Медицинский ассистент оценивает EVS, задавая каждому пациенту два вопроса о его привычке к физическим упражнениям во время приема на каждом амбулаторном приеме:

  1. Сколько дней в неделю в среднем вы занимаетесь умеренными или энергичными физическими упражнениями, например, бодрой ходьбой?

  2. В среднем, сколько минут в день вы занимаетесь спортом на таком уровне?

Затем в электронной медицинской карте ответы перемножаются, чтобы определить общее количество минут в неделю, затрачиваемых, по собственным данным, на умеренные или более интенсивные физические упражнения.

Наша аналитическая когорта состояла из 48 440 пациентов COVID-19, средний возраст которых составлял 47,5 лет - 62% женщин и 65% испаноязычных пациентов. Средний ИМТ составлял 31,2 кг/м2 , и почти половина пациентов имела как минимум одно сопутствующее заболевание. Что касается исходов COVID-19, то 8,6% пациентов были госпитализированы, 2,4% попали в отделение интенсивной терапии, а 1,6% умерли.

Физически активные люди снижают риск тяжелой формы КОВИДа

При использовании нескорректированных данных мы обнаружили, что пациенты, которые до постановки диагноза COVID-19 постоянно соблюдали рекомендации по ПА, примерно на 70% реже госпитализировались и примерно на 80% реже умирали, чем те, кто не вел физически активный образ жизни.

После корректировки факторов риска тяжелой формы COVID-19, определенных Центрами по контролю и профилактике заболеваний (CDC), те, кто постоянно соблюдал рекомендации по ПА до постановки диагноза COVID-19, в 2,26 раза реже попадали в больницу и почти в 2,5 раза реже умирали по сравнению с неактивными пациентами. Единственными более значимыми факторами риска были пожилой возраст (>60 лет) и наличие в анамнезе трансплантации органов.

Роберт Саллис Апрель Ширина колонки CBI

We also found that patients who were doing just “some activity” (>10 min but <150 minutes per week) were also at a lower risk of both hospitalization and death than those who were consistently inactive. Interestingly, race and obesity—unless severe (BMI >40 kg/m2)—did not change the risk for severe COVID-19 after controlling for PA and other COVID-19 risk factors.

Сильными сторонами нашего исследования была большая выборка пациентов с COVID-19, у которых до постановки диагноза была измерена их привычка к ПА. Кроме того, факторы риска и исходы COVID-19 в нашей популяции были объективно измерены, поскольку были взяты непосредственно из электронной медицинской карты каждого пациента. Ограничения исследования включают тот факт, что ПА была самоотчетом с использованием EVS. Однако компания Kaiser использует EVS уже более 10 лет, и предыдущие исследования подтвердили ее точность.

Должностные лица общественного здравоохранения должны уделять первостепенное внимание физическим упражнениям как лекарству

По моему мнению, доказательства пользы регулярных занятий ПА с точки зрения исходов COVID-19, представленные в нашем исследовании, резко контрастируют с усилиями общественного здравоохранения по пропаганде ПА во время пандемии. Мы должны информировать общественность о том, что, помимо вакцинации, регулярные занятия ПА, вероятно, являются самым важным, что можно сделать для снижения риска развития тяжелой формы COVID-19.

Результаты этого исследования определяют четкие и действенные рекомендации по снижению риска тяжелых исходов COVID-19 и предполагают, что ПА должны быть приоритетными для чиновников общественного здравоохранения и включены в рутинную медицинскую помощь. Мы все знаем, что физические упражнения - это лекарство, и теперь мы можем добавить COVID-19 к длинному списку заболеваний, которые можно лечить с помощью физических упражнений!

Связанные статьи и публикации

Автор аватара

Роберт Саллис

Роберт Саллис, доктор медицинских наук, FAAFP, FACSM, является врачом семейной медицины и спортивной медицины в медицинском центре Kaiser Permanente в Фонтане, штат Калифорния. Он является директором программы подготовки стипендиатов по спортивной медицине Kaiser и административным преподавателем ординатуры по семейной медицине. Он является клиническим профессором семейной медицины в Школе медицины Калифорнийского университета в Риверсайде и занимает должность главного врача футбольного клуба "Лос-Анджелес". Он является бывшим президентом Американского колледжа спортивной медицины и основал глобальную инициативу в области здравоохранения "Упражнения - это медицина" во время своего пребывания на этом посту.

Exercise is Medicine for COVID-19

A retrospective observational study from Kaiser Permanente shows that those who consistently met physical activity guidelines before their COVID-19 diagnosis were about 2.5 times less likely to die.

  • April 13, 2022

Disclaimer: Since writing, the Centers for Disease Control and Prevention (CDC) has added physical inactivity to its list of underlying medical conditions that put people ages 18 years and older at higher risk for severe illness from the virus that causes COVID-19.


The COVID-19 pandemic has dominated nearly every aspect of our lives during the past year and a half. Early on, studies showed the elderly and patients who suffer from non-communicable diseases (NCDs) were at the highest risk for severe COVID-19 outcomes, defined as being hospitalized, admitted to the intensive care unit (ICU), and dying.

Yet, we know that regular exercise can significantly reduce the incidence and improve the management of NCDs and enhanced immune function.

As a long-time family medicine physician, I have observed firsthand the benefits of exercise to the health and well-being of my patients. In fact, with virtually every disease I encounter in my practice, I have found that exercise is the most powerful medication I can prescribe. For that reason, I felt it was likely that regular exercise would dramatically reduce the risk of severe COVID-19 outcomes.

Testing the Theory: Exercise Reduces Risk of Severe COVID

I led a group of colleagues in a study to test the hypothesis that consistently meeting physical activity (PA) guidelines (>150 minutes per week of moderate to vigorous PA) prior to a diagnosis of COVID-19 would lead to more favorable outcomes among adults. The study, published in the April issue of the British Journal of Sports Medicine, was conducted at Kaiser Permanente in Southern California, an integrated healthcare system serving some 4.7 million residents at 15 medical centers.

Robert Sallis April CBI Column Width Listing Image

The exercise habits for all Kaiser patients are assessed at every outpatient visit using an Exercise Vital Sign (EVS). The medical assistant assesses the EVS by asking each patient two questions about their exercise habits during the intake at each outpatient visit:

  1. On average, how many days a week do you engage in moderate to vigorous exercise like a brisk walk?

  2. On average, how many minutes per day do you exercise at this level?

The electronic medical record then multiplies the responses to find the total minutes per week of self-reported moderate or more intense exercise.

Our analytic cohort consisted of 48,440 COVID-19 patients with a mean age of 47.5 years—62% were female, and 65% were Hispanic. Mean BMI was 31.2 kg/m2, and almost half the patients had at least one comorbidity. In terms of COVID-19 outcomes, 8.6% of patients were hospitalized, 2.4% were admitted to the ICU, and 1.6% died.

Physically Active People Reduce Severe COVID Risk

With unadjusted data, we found that patients who were consistently meeting PA guidelines prior to their COVID-19 diagnosis were about 70% less likely to be hospitalized and about 80% less likely to die than those who lacked physically active lifestyles.

After adjusting for the Centers for Disease Control and Prevention (CDC)-defined risk factors for severe COVID-19, those who were consistently meeting PA guidelines prior to their COVID-19 diagnosis were 2.26 times less likely to be admitted to the hospital and almost 2.5 times less likely to die compared to inactive patients. The only more significant risk factors were older age (>60) and a history of organ transplant.

Robert Sallis April CBI Column Width

We also found that patients who were doing just “some activity” (>10 min but <150 minutes per week) were also at a lower risk of both hospitalization and death than those who were consistently inactive. Interestingly, race and obesity—unless severe (BMI >40 kg/m2)—did not change the risk for severe COVID-19 after controlling for PA and other COVID-19 risk factors.

The strengths of our study were the large sample of COVID-19 patients who had a measure of their PA habits before diagnosis. Also, the COVID-19 risk factors and outcomes in our study population were objectively measured, having been taken directly from each patient’s electronic medical record. Limitations of the study included the fact that PA was self-reported using the EVS. However, Kaiser has used the EVS for over 10 years, and previous studies have validated its accuracy.

Public Health Officials Should Prioritize Exercise as Medicine

In my opinion, the evidence for the benefit of regular PA in terms of COVID-19 outcomes shown in our study dramatically contrasts with public health efforts to promote PA during the pandemic. We should be informing the public that short of vaccination, regular PA activity is likely the most important thing one can do to reduce their risk for severe COVID-19.

The results of this study define a clear and actionable guideline to decrease the risk for severe COVID-19 outcomes and suggest that PA should be prioritized by public health officials and incorporated into routine medical care. We all know that exercise is medicine, and we can now add COVID-19 to the long list of conditions an exercise prescription can treat!

Related Articles & Publications

Author avatar

Robert Sallis

Robert Sallis, M.D., FAAFP, FACSM, is a Family Medicine and Sports Medicine physician at Kaiser Permanente Medical Center in Fontana, CA. He is Director of the Kaiser Sports Medicine Fellowship Training program and on the Administrative Faculty for the Family Medicine Residency. He is a Clinical Professor of Family Medicine at UC Riverside School of Medicine and serves as Chief Medical Officer for the Los Angeles Football Club. He is a former President of the American College of Sports Medicine and founded the “Exercise is Medicine” global health initiative during his term.